Кажется, ребёнок уже вполне освоился в школе. Или нет? Понять, комфортно ли ему, как сложились отношения с одноклассниками и учителем, поможет рисунок. На что обратить внимание, рассказывает психолог Галина Смыслова.
Галина Смыслова, психолог, психотерапевт Единого реестра психотерапевтов Европы, действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги
На все расспросы ваш первоклассник отвечает «да нормально, нормально», но вот что-то в его поведении вызывает у вас смутное беспокойство. Но чем больше вопросов задает тревожный родитель, тем угрюмее становится ребёнок. Деликатно выяснить, какие чувства вызывает у него школа, учёба и как ему обстановка в классе, можно с помощью рисунка.
С чего начнём?
Задание: попросите сына или дочку нарисовать картину «Я в школе» — именно так, в широком смысле. Не давайте дополнительных указаний вроде «нарисуй учителя, доску и глобус, и добавь одноклассника, с которым сидишь рядом». Важно, чтобы сюжет выбрал сам художник.
Что используем: обычную бумагу и цветные карандаши. Почему карандаши? Рисовать красками технически сложнее, а значит, на рисунке будет меньше говорящих деталей. Фломастеры — яркие и удобные, но опять же не дают возможности оценить нажим, штриховку. Так что карандаши — то, что подходит лучше всего.
Дайте ребёнку спокойно порисовать, не стойте рядом и не ждите результата, позвольте поразмышлять и пофантазировать. Вот когда он скажет: «Готово!», — тогда и попросите посмотреть.
На что обратить внимание?
Палитра — она передает общее настроение рисунка
- Светлые, приятные глазу тона говорят о том, что ребёнку комфортно в новом статусе ученика. Чем больше ярких оттенков использовано, тем лучше: ему действительно интересно учиться, он полон энтузиазма.
- Тёмные, мрачные краски, грязные оттенки дают понять, что ваш первоклассник эмоционально угнетён, находится в стрессе от таких крутых перемен и нового ритма жизни.
Место действия
- Нарисован школьный класс. Это хороший признак: ребёнок в принципе настроен на учёбу и понимает, где здесь происходят главные события, на чём нужно сосредотачиваться.
- Изображен двор, коридор, спортивный зал, столовая — художнику не очень-то интересны уроки: ему больше хочется играть и общаться (или вообще пробовать булочки), а не проводить время за учебником.
Герои и сюжет
- Сам художник: чем он занят? Если он, например, отвечает у доски, читает — то есть как-то участвует в учебном процессе, — это хороший признак: значит, он уже втянулся в учебу, заниматься ему интересно. Просто сидит за партой (при этом не пишет, не читает) или стоит? Значит, пока он не очень-то понял, зачем люди ходят в школу. Просто мама его туда отправила, потому что «так надо». Он повернут к вам лицом, улыбается — адаптация прошла успешно, за его эмоциональное состояние можно не беспокоиться. Стоит спиной? — вероятно, он растерян, немного не в своей тарелке, испытывает смешанные чувства, с которыми трудно справиться.
- Учитель. Если он изображен на картине, значит, ребёнок понимает, какую важную роль играет педагог. Фигура заметно крупнее, массивнее, чем у других персонажей, — для ребёнка это авторитетный человек. Конечно, если учитель занимает половину листа — это уже может указывать на давление (или высокую тревожность ребёнка). А какое выражение лица? Оно может быть и не очень добрым. — ваш первоклассник переживает о том, какое впечатление производит, и склонен остро вопринимать недовольство учителя, винить себя в плохом поведении.
- Одноклассники. Если они улыбаются, что-то обсуждают, рисуют, играют вместе —обстановка в классе приятная, ребёнок освоился и вписался в новый коллектив.
- На рисунке нет ни учителя, ни одноклассников — школа для ребёнка пока своего рода «ссылка», повинность. Здесь ему неуютно, он чувствует себя чужим, не понимает, как общаться с окружающими.
Дополнительные детали
- Карты и портреты на стене, электронная доска, стопка учебников, тетради — любые атрибуты школьной жизни, дополняющие шедевр, дают понять, что ребёнок мотивирован учиться, внимателен к деталям.
- Пустое помещение, фигуры словно висят в воздухе — дистанцируется от учебы, не хочет «впускать» школу в свою жизнь. (По похожему принципу действуют взрослые, когда предпочитают не видеть и не слышать того, что им неприятно. Вот и ребёнок «не замечает» ни учителя, ни класса.
Если на рисунке много штриховки, исправлений, перечеркиваний — художник переживает, не уверен в себе.
Что делать?
Если несколько признаков указывают на то, что адаптация происходит не слишком благополучно, это еще не повод немедленно переводить ребёнка в другую школу или бежать жаловаться директору. На то, чтобы освоиться, нужно время.
Спокойно обсудите с ребёнком его картину: попросите подробнее описать сюжет, что за ребята изображены, кто чем занят, что делает учитель. Поскольку это не «серьезный» разговор с мамой, а просто обсуждение рисунка, то можно рассчитывать на большую откровенность. Вместе подумайте, что именно вызывает трудности и как можно с ними справиться.
Будьте внимательнее, разговаривайте, слушайте сына или дочку, обязательно хвалите за первые успехи (в том числе и маленькие). Ваша поддержка придаст уверенности и поможет быстрее адаптироваться.
Через какое-то время — через месяц, например, — можно снова попросить нарисовать картинку на ту же тему и посмотреть, как изменилось отношение ребёнка.