Семья как малая социальная группа и социальный институт
Семья — это основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически изменяющаяся социальная форма отношении между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские. родительские и другие родственные права и обязанности.
В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа и важный социальный институт. Как социальный институт семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный цикл семьи. Исследователи семьи обычно выделяют следующие фазы этого цикла:
- вступление в первый брак — образование семьи;
- начало деторождения — рождение первого ребенка;
- окончание деторождения — рождение последнего ребенка;
- «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из родительской семьи последнего ребенка;
- прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.
На каждом из этапов семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. Под структурой семьи понимают не только ее количественную полноту, но и совокупность духовных, нравственно-психологических отношений между ее членами, в том числе отношения власти и авторитета. Со структурой семьи тесно связан порядок и уклад ее жизни, обычаи и традиции, взаимодействия с другими семьями и обществом в целом.
Совокупность всех функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим:
- репродуктивная (детородная) — воспроизводство потомства — главная функция семьи;
- воспитательная — первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;
- хозяйственно-бытовая — ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
- экономическая — материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
- функция первичного социального контроля — регламентация моральной ответственности в отношениях между членам и семьи:
- духовно-нравственная — развитие личности каждого члена семьи;
- социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
- досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
- эмоциональная — оказание психологической поддержки членам семьи.
В социологии приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации.
- моногамия — брак одного мужчины с одной женщиной в одно время:
- полигамия — брак, предполагающий наличие нескольких партнеров в супружестве. Известны три формы полигамного брака:
- групповой брак, когда несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся в супружеских отношениях (сегодня данная форма сохранилась только на Маркизских островах):
- полиандрия (многомужество) — редко встречающаяся форма, имеет место в Южных штатах Индии, на Тибете;
- полигиния (многоженство) — самая распространенная среди всех форм полигамного брака, существует в мусульманских странах.
- нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;
- расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.
- эндогамные, предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т.д.);
- экзогамные, где брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного племени и т.д.) запрещается.
- патрилокальные — молодые живут в семье мужа;
- матрилокальные — в семье родителей жены;
- неолокальные — поселяются отдельно от родителей.
- матриархат — власть в семье принадлежит женщине;
- патриархат — во главе стоит мужчина;
- эгалитарная, или демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).
В современном обществе наблюдаются процессы трансформации семьи как социального института, изменение некоторых ее функций, перераспределения семейных ролей. Семья утрачивает ведущие позиции в социализации индивидов, организации досуга и других важнейших функций. Вместе с тем в обществе появляются альтернативные формы брака, под которыми понимают системы брачных отношений, не получивших официального признания государства (и церкви), но допускаемые общественным мнением той или иной социальной среды.
К их числу в современных развитых странах относятся:
Годвин-брак («визитный брак», «гостевой брак») — это раздельное проживание супругов, отсутствие общего хозяйства и быта. Вне- семейная форма моногамного брака впервые была описана в XVIII в. У. Годвином. В последнее десятилетие данная форма брака становится популярной в России, главным образом среди звезд эстрады и очень занятых деловых людей с разными интересами;
Конкубинат — стабильная связь женатого мужчины и формально незамужней женщины-конкубины, имеющей от него признаваемых им детей и материальную поддержку. В настоящее время в Западной Европе из-за растущей феминизации полового состава общества имеет несомненную тенденцию к росту. Вариант полигинии;
Открытый брак — признание права супругов на независимый образ жизни, включая внебрачный секс;
Пробный брак — временное проживании партнеров. Когда же они решают иметь детей, то оформляется законный брак. По определению Маргарет Мид. — это «двухшаговый брак».
Альтернативные формы брака в действительности представляют собой именно формы, вариации рассмотренных выше традиционных типов брака. Возникают они благодаря или скорее вопреки брачным интересам каких-то специфических групп населения. Поэтому дальнейшее существование этих форм будет определяться устойчивостью и жизнеспособностью самих этих групп.
Следует признать, что отмеченные тенденции разделения институтов брака и семьи, давно характерные для Запада, получают распространение и в современном российском обществе.
]]>