Смысл и социальное значение семейных стереотипов, традиций и ритуалов. Ролевые дисфункции, напряжения и конфликты, возникающие в семье. Институт семьи на современном этапе развития. Юридическое оформление брака. Межролевой конфликт в супружеских ссорах.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
семья брак супружеский социальный
1. Семья как социальная группа
2. Смысл и социальное значение семейных стереотипов, традиций и ритуалов
3. Ролевые дисфункции, напряжения и конфликты, возникающие в семье
Список использованной литературы
Семья — один из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроизводством» непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания.
В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности постоянно изменялись под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений. Прогресс общества, в значительной степени связанный с регулированием взаимоотношений мужчины и женщины и устранением (уменьшением) дискриминации женщин во всех сферах, привел с существенным изменением функций семьи и брачно-семейных отношений.
Для социологии семьи, прежде всего, интересна совокупностью всех тех элементов общественного сознания и поведения, которые приводят к созданию семьи, к ее развитию, функционированию, укреплению или распаду.
Социология семьи является быстро развивающейся отраслевой частью общей социологии. Как частная социологическая дисциплина она стала заметной в нашей стране только после 1960 г. В дореволюционной литературе можно найти немало интересных работ о семье и ее проблемах, которые до сих пор не утратили своей актуальности («Общий очерк развития семейных отношений и брачных особенностей» Кухаржевского И., 1901 г, «Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства и религии: Итоги науки в теории и практике» Ковалевского М.М., 1914 г, «Кризис современной семьи: Социологический очерк» П. Сорокина, 1916 г.).
В советский период до середины 1960-х гг. Работы по социологии семьи были подчинены общепринятым идеям, ориентировались на общепринятую единую «политически верную линию» и интерпретировала проблемы семьи и брака исключительно с позиции марксизма-ленинизма.
Во второй половине XX века новым явлением в отечественной социологии семьи стала попытка отойти от диктата идеологии и сделать сравнение с исследованиями семьи, имеющимися за рубежом. Впоследствии стали появляться книги, написанные зарубежными авторами и совместно советскими и зарубежными авторами («Семья на пороге третьего тысячелетия», написанная американскими социологами Дж.У. Мэддок, М.Дж. Хоган и нашими социологами М.С. Мацковским, А.И. Антоновым и др.). Много интересных работ появляется не только в социологических центрах (Москва, Санкт-Петербург), но и регионах страны.
Социология семьи наполняется теоретическим плюрализмом и отсутствием общепринятой социологической парадигмой. Идет процесс размывания границ не только с философией и с демографией, но нередко и с психологией, культурологией, этикой, политологией.
Институт семьи на современном этапе развития человечества претерпевает серьезные изменения, а, по мнению некоторых исследователей, кризис. В последние десятилетия в развитии института семьи появились новые тенденции. Об этом обычно судят на основании динамики демографических показателей — общего снижения рождаемости, увеличения удельного веса разводов и неполных семей, уменьшения числа детей в семьях и их нуклеаризации, т.е. происходит процесс размывания системы поведенческих норм в сфере брака и семьи, и представлений о содержании семейных ролей.
В современной России совместно с социологами наиболее активно изучаются проблемы семьи, возрастает интерес к изучению сущности семьи, ее структуре, к ее месту и роли в обществе.
В контрольной работе рассматриваются такие вопросы социологии семьи, как: семья как социальная группа, смысл и социальное значение семейных стереотипов, традиций и ритуалов, ролевые дисфункции, напряжения и конфликты, возникающие в семье.
1. Семья как социальная группа
Социологи называют группой двух или более индивидов, которые имеют общие взгляды и связаны друг с другом в относительно устойчивых моделях социального взаимодействия. Роли объединяют людей в рамках социальных отношений. Когда эти отношения поддерживаются в течение длительного времени, им приписывают свойства группы. К одним из таких малых социальных групп относится семья.
Прежде, чем рассмотреть семью как социальную группу, дадим определение семьи, согласно социологическому подходу.
В отечественной социологической литературе представлены два комплексных подхода в научном определении семьи:
1. Фактологический подход, когда определение фиксирует эмпирически наблюдаемую картину распределения населения по группам, и в основе которого лежат супружеские родственные связи.
2. Логический подход, когда сущность семьи выявляется как специфический социальный феномен, обладающий совокупностью устойчивых, повторяющихся признаков.
Семья естественно-эволюционным образом сочетает в себе признаки как социального института, так и малой социальной группы. Известный польский ученый Ян Щепаньский дает следующее определение семьи как особой малой группы: «Семья — это группа, состоящая из лиц, связанных между собой отношениями супружества и отношениями, и отношениями между родителями и детьми». Шепаньский Я. Элементарные понятия социологии. — М., 1969. — С. 140.
Среди дефиниций семьи, учитывающих разнообразие и в то же время объединяющие ее свойства как социальной группы, привлекает определение, данное А.Г. Харчевым: «Семью можно определить как исторически-конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения». Харчев А. Брак и семья в СССР. — М., 1979 — С. 75.
Социология семьи своим предметом исследования берет семью в целом, в совокупности как институционально-групповое качество семейной жизнедеятельности. Социология семьи имеет дело с групповым, а не с индивидуальным субъектом жизнедеятельности. А.И. Антонов утверждает, что неправомерно редуцировать изучение семьи к ее отдельным составляющим: «Подмена семьи индивидом искажает информацию о семье, нельзя судить о семейном положении по мнениям отдельных категорий людей, так как за скобки выносятся феномен взаимодействия, специфика семейных интеракций». Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). — М., 1998. — С. 28.
К основным теориям семьи относятся структурный функционализм, теорию конфликта, символический интеракционизм, этнометодологию, теорию обмена, психоаналитическую теорию, социометрию и социально-биологическую теорию.
Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права, и обязанности.
«На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер».
Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.
В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой — малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно — относительная самостоятельность.
Семья — малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж и жена, родители и дети, другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности.
Исследование семьи как социального института ориентировано в основном на исследование внешних связей семьи, а исследование семьи как социальной группы — на внутренние связи.
Семья, являясь клеточкой социальной структуры общества, выступает регулятором отношений между людьми. Существующие в обществе социальные нормы и культурные образцы задают определенные эталоны представлений о том, каким должен быть муж или жена, отец или мать по отношению к детям, дочь или сын по отношению к престарелым родителям и т.п. Это значит, что с социально-психологической точки зрения, семья представляет собой соответствующую исторически сложившимся нормам и ценностям данного общества социальную группу, объединенную формируемой в совместной деятельности совокупностью отношений: супругов между собой, родителей к детям и детей к родителям, а также детей между собой, проявляющихся в любви, привязанности, заботе, интимности.
Как малая социальная группа семья чаще всего рассматривается в тех случаях, когда изучаются отношения между индивидами, составляющими семью, или внутренние связи семьи. Благодаря этому можно установить динамику супружеских отношений, характер отношений между родителями и детьми, а также мотивы и причины разводов. Рассматривая проблемы межличностного взаимодействия, необходимо не забывать, что они тесно связаны с существующими в обществе нормами, ценностями и образцами поведения.
Семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими доверительными связями. В семье складываются доверительные отношения между родителями и детьми, в силу чего семья называется типичной первичной группой: эти отношения играют фундаментальную роль в формировании природы и идеалов личности; они формируют чувства целостности, стремление членов семьи полностью разделять присущие ей взгляды и ценности.
Семья образуется особым образом: на основе взаимных симпатий, духовной близости, любви. Для образования других первичных групп достаточно наличия общих интересов.
По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, «в Российской Федерации зафиксировано 40969926 частных домохозяйств, состоящих из двух и более человек. Из них 21 195 854 домохозяйства имеют детей моложе 18 лет. По данным переписи, одного ребенка воспитывают 65,2% семей с детьми (13,8 млн. семей), двух детей — 28,2% (5,97 млн. семей), семей с тремя и более детьми — 6,6% (1, 396 млн. семей). Удельный вес семей с несовершеннолетними детьми в числе всех семей за межпереписной период (с 1989 г.) сократился с 58,4 до 51,7%. По данным переписи было учтено 34 млн. брачных союзов (по переписи 1989 года — 36 млн.). Из общего числа супружеских пар 5 млн. (15%) состояли в фактическом браке, не зарегистрированном в органах загса». Семья в современной России [Электронный ресурс] http://www.sirotstvo.ru.
Семья выполняет, прежде всего, репродуктивную функцию — воспроизводство людей. Сейчас средняя семья в России состоит из 3-2 человек. Наличие единственного ребенка характерно для большинства городских семей.
И хотя в 90-е годы количество таких семей уменьшилось, даже простое воспроизводство находится под угрозой. Пока этот процесс не остановлен, сохраняется вполне реальная возможность депопуляции населения в ряде регионов страны. Более того, эта возможность в середине 90-х годов стала реализовываться: смертность населения превысила рождаемость в большинстве регионов страны. И это связано не только с увеличением коэффициента смертности, но и с резким сокращением коэффициента рождаемости: появление ребенка для многих семей связано с риском, который очень велик в условиях рыночных отношений.
Одновременно растет число неполных семей — по данным переписи 2009 года в России они составляли 14% от всех типов семей. Кроме того, по данным выборочного исследования, в конце 2009 года 2% семейных пар вообще не хотели иметь детей. Одновременно растет число внебрачных детей, увеличивается число фактических (гражданских) браков и союзов. По данным ТА. Гурко, обследование молодых матерей в 2009 году в четырех городах России показало, что 18% из них заявили о фактическом, но юридически не оформленном брачном союзе.
Все это позволяет утверждать, что мы наблюдаем четкую тенденцию разделения институтов брака и семьи. В последние годы усиливается тенденция к установлению равноправия в семье, что, с одной стороны, является позитивным процессом, а с другой — негативным, поскольку происходит перекос в сторону феминизации семейного управления в связи с возросшей экономической самостоятельностью женщины, ее определяющей ролью в воспитании детей ведет к нарушению психологического комфорта.
2. Смысл и социальное значение семейных стереотипов, традиций и ритуалов
Как было отмечено выше, процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители, дети и т.д., а также санкции за их невыполнение.
Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права, и обязанности.
«Семейные стереотипы являются неотъемлемым элементом обыденного сознания. Ни один человек не в состоянии самостоятельно, творчески реагировать на все ситуации, связанные с семейной жизнью. Семейные стереотипы, аккумулирующие некий стандартизованный коллективный опыт семейных отношений, и внушенные индивиду в процессе общения с другими людьми, помогают ему ориентироваться в семейной жизни и определенным образом направляет ее развитие. Однако семейный стереотип может быть, как истинным, так и ложным. Он может вызывать и положительные эмоции, состояния, последствия, так и отрицательные. Его суть в том, что он выражает отношение, установку определенной социальной группы к такому явлению, как семья, к внутрисемейным отношениям, правилам поведения, разделению ролей в семье и т.д.» Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Прометей, 2010. — С. 205.
Существование семейных стереотипов носит двойственный, противоречивый характер. С одной стороны, стереотипы значительно упрощают процессы познания семейной жизни, позволяя широко использовать имеющиеся знания и навыки, представляющие собой сложный комплекс стереотипов, а с другой — они же ограничивают нашу возможность принятие нового, выходящего за рамки привычных понятий, касающихся семейной жизни и отношений или противоречащего им.
Сформировавшиеся семейные стереотипы очень устойчивы и часто сохраняются на протяжении всей жизни человека, их разрушение обычно бывает очень болезненным процессом, влечет за собой раздражение, чувство дискомфорта, приводит к серьезным нарушениям психического равновесия, вплоть до стрессовых состояний, которые могут стать причиной инсульта или инфаркта. Отчасти враждебное отношение к чему-то новому в отношении семьи и семейных отношений определяется подсознательно действующим инстинктом самосохранения, который пытается защитить нас от возможных потрясений, связанных с разрушением устоявшихся стереотипов, касающихся данной сферы.
Формирование семейных стереотипов является обязательным элементом общественной культуры, культуры семейно-брачных отношений, но вместе с тем оно порождает и определенный консерватизм в нашей деятельности в сфере семьи. Зачастую люди (супруги, члены семьи, родственники) не отдают себе отчета в том, какие именно причины повлияли на формирование представления о других членах семьи, различных межличностных процессах, происходящих внутри семейной пары, между родителями и детьми, и не догадываются о том, что в первую очередь это сложившиеся в обществе семейные стереотипы.
Проблема семейных социальных стереотипов чрезвычайно актуальна в настоящее время. Есть основания предполагать, что семейные стереотипы играют значительную роль в жизни общества, и касаются не только внутрисемейных отношений, а также играют определенную роль в принятии социальных и политических решений.
На силе семейных стереотипов в определенной степени основана коммерческая и социальная реклама, торговые марки, которые продвигают товары народного потребления. Особенно это касается социальной рекламы, где частое повторение слов и образов создает стереотипное представление о семейных отношениях, о том, какой должна быть семья, чем она должна владеть, какими материальными или духовными ценностями она должна обладать и т.д.
В настоящее время в России происходит возвращение к семейным традициям, поддерживающим установку на то, что семья — это опора каждого человека, место, где человек становится полноценным, где он становится личностью, учится любить, заботиться о членах семьи, о старших и детях.
Так, современная социальная реклама активно пропагандирует особую теплоту духовной атмосферы семейного очага, семейные обычаи, семейный уклад жизни, семейные ценности.
При этом следует знать, что помимо общих стереотипов и традиций в бытующих в обществе относительно семейной жизни, каждая отдельно взятая семья имеет свои традиции, обычаи и стереотипы. В каждом доме за время его существования складывается свой ритуал, форма и стиль общения.
«Семейные традиции — это не только семейный уклад, но и отношения, которые складываются между членами семьи. Если семья фиксирует традиции для самих себя как обязательные, то они могут сослужить хорошую службу. Часто следование традициям помогает сохранить семью, находящуюся на грани разрыва, помогает людям обрести настоящий дом, в котором его любят, ценят и ждут. Однако, семейные традиции и ритуалы не должны быть громоздкими и надуманными, они должны входить в жизнь естественно». Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Прометей, 2010. — С. 209.
Крайне сложно формировать семейную традицию, если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье. Другое дело, молодые семьи, где родители вольны показать ребенку всю красоту мира, окутать его любовью и сформировать надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни.
3. Ролевые дисфункции, напряжения и конфликты, возникающие в семье
Как только происходит нарушение в исполнении четырех фундаментальных ролей (сексуальный партнер, кормилец и домохозяйка, социальный партнер, социализатор), в семье возникают всевозможные противоречия и конфликты. Если указанные роли назвать функциями, а такой прием верен в своей основе, то их невыполнение правильнее именовать дисфункциями.
Функция — это объективная деятельность, которую выполняет человек вне зависимости от своей воли и сознанияё то дисфункция — это невыполнение предписанной ролью обязанностей в силу субъективных причин, в частности, нежелания (отсутствие высокой или устойчивой положительной мотивации) или неумения (отсутствие или нехватка знаний и навыков к выполнению роли).
В качестве примера ролевой дисфункции в семье можно рассмотреть дисфункции, возникающие в паре ролей «кормилец-домохозяйка». Основное требование к кормильцу — получать денег больше, чем другие члены семьи (жена, дети), таким образом, обеспечивая ее нужды и достойное существование. Если он этого не делает, то создается почва для ролевых дисфункций. Теряя функцию кормильца, муж не способен претендовать на место главы семьи, которое ему отводят культурная традиция и ожидания окружающих. Итак, если муж получает меньше, чем жена, возникает дисфункция (иначе ее можно назвать статусной несовместимостью).
Невозможность в полном объеме выполнять роль кормильца может стать для мужчины препятствием к браку (дисфункция), поскольку многие женщины не спешат выходить замуж за малообеспеченных. Ранний брак становится причиной скорого развода не только и не столько по психологическим причинам (не сошлись характерами), сколько по материальным: негде или не на что жить. Ранний брак приводит к тому, что роль кормильца, которую не способен выполнять юный муж, берут на себя его или ее родители.
Дисфункции и следующие за ними по пятам семейные конфликты проявляют себя в двух формах:
— внутриролевого конфликта: примером служит противоречие (статусная несовместимость) между ролями воспитателя и кормильца у мужа;
— межролевого конфликта, возникающего, например, между ролью домохозяйки, выполняемой женой, и ролью кормильца, которую неспособен выполнить муж.
Как следствие первой и второй рождается третья форма дисфункции — статусная несовместимость у одного и того же человека (безработный кормилец).
Конфликтная ситуация — это доведенная до поведенческого уровня дисфункция. Что ожидает кормилец от домохозяйки? Он вправе требовать вовремя выстиранного и поглаженного белья, приготовленного обеда и убранной квартиры. В обмен на эти услуги кормилец-муж предоставляет свои: большой объем физических и умственных усилий, затраченных на производстве ради добывания денег. Если работа поглощает чрезмерно много времени, и муж не успевает выполнять другие свои функции, например, быть сексуальным партнером или хорошим воспитателем детей, у него возникает внутреннее недовольство. Это внутриролевой конфликт. О нем говорит мужу либо его собственное раздражение, либо раздражение супруги.
Межролевой конфликт проявляет себя в супружеских ссорах, когда один супруг обвиняет другого в невыполнении каких-либо обязанностей.
«Ожидаемые модели ролевого поведения в семье передаются от отца к сыну, от матери к дочери, закреплены традицией, описаны в многочисленной литературе и функционируют в рамках общественного сознания. Подобные нормы выполняют роль эталона, с которым сравнивается повседневная жизнь супругов. Помимо идеальных образцов существует множество живых примеров семейной жизни, с которыми также происходит постоянное сравнение того, насколько точно супруг или супруга исполняют свои роли. В семейных конфликтах результаты двукратного сравнения (с идеальными нормами и реальными соседями)». Кравченко А.И. Социология. — М.: Академия, 2002. — С. 249.
В рамках правильного разделения семейного труда дисфункции возникают тогда, когда муж и жена не выполняют предписанные обществом ролевые ожидания. Они выступают основой конфликтной ситуации и мотивировкой при возможном разводе.
Когда человек сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей, возникает ролевой конфликт. Противоречивые требования, предъявляемые одной и той же ролью, могут стать причиной ролевого напряжения.
Изменение старых ролей и появление новых вызывает напряжение и противоречие в ролевом наборе мужа и жены. Во-первых, само по себе конфликтно соединение роли матери и работницы, работницы и домработницы, поскольку это не взаимодополнительные, а конкурентные позиции. Во-вторых, конфликт возникает между ролями мужчины-работника и мужчины-главы семейства, если у женщины появляется роль работницы. Работа вне дома приносит не только дополнительные деньги в семейный бюджет. Она дает самостоятельность женщине. Мужчина перестает быть сначала единственным, а затем главным кормильцем, а вместе с этим утрачивает превосходство и лидерство в семье.
Ролевое напряжение возникает по мере перехода семьи с одной стадии жизненного цикла на другую. Несоблюдение любого важного правила или нормы, регулирующих одну из перечисленных ролей, ведет к ролевому напряжению. Предположим, муж зарабатывает денег меньше жены. Тогда он перестает быть кормильцем. Жена вправе возложить на него заботы домохозяйки. Но тот сопротивляется: мол, немужское это занятие. «А не уметь прокормить семью — мужское?» — резонно замечает жена. И она права. Если один партнер не выполняет свои обязанности, он должен взять на себя чужие.
Существуют несколько способов преодоления ролевого конфликта: считать некоторые роли более важными, чем другие; разделять дом и место работы, а также свои роли в них; разрядить конфликтную ситуацию помогают шутки.
Ролевая дисфункция и ролевой конфликт часто приводят к столкновение противоположно направленных целей, интересов и позиций супругов, т.е. к супружескому конфликту. В основе супружеских конфликтов лежат социальные причины, а также психологические индивидуальные особенности супругов. Супружеские конфликты, как правило, связаны со стремлением супругов удовлетворить те или иные свои потребности, однако без учета интересов партнера или даже в ущерб ему.
Особенность супружеских конфликтов состоит в том, что супруги как участники конфликта являются партнерами по браку, живут в тесном взаимодействии. Супружеский конфликт представляет собой столкновение противоположно направленных целей, интересов и позиций супругов. Супружеские конфликты связаны с острыми эмоциональными переживаниями — аффектами, с действием познавательных стереотипов — способов интерпретации конфликтной ситуации, и одновременно с гибкостью и «изобретательностью» супругов в поисках и выборе путей конфликтного, т.е. ведущего к усилению конфликта, поведения.
Для конфликтных семей характерны крайне неоднозначные, неадекватные ситуации, связанные с особенностями поведения людей в конфликтах. Демонстрируемое поведение часто маскирует истинные чувства и представления о конфликтной ситуации и друг о друге. Так, за грубыми и шумными столкновениями супругов могут скрываться привязанность и любовь, а за подчеркнутой вежливостью — эмоциональный разрыв, хронический конфликт, иногда и ненависть.
Супружеских конфликт становится реальностью только после осознания противоречий, так, как только восприятие ситуации как конфликтной порождает соответствующее поведение.
Причин для супружеских конфликтов очень много. Чаще всего в основе супружеских конфликтов лежат неудовлетворенные потребности супругов. В частности, это:
1) неудовлетворенные потребности в ценности и значимости своего «я», нарушение чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительное, неуважительное отношение;
2) психические напряжения на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов;
3) неудовлетворенные потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания, понимания юмора, подарков;
4) пристрастие одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и другим гипертрофированным потребностям;
5) преувеличенные потребности одного из супругов в распределении бюджета, содержании семьи, вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи;
6) неудовлетворение потребностей супругов в питании, одежде, в устройстве домашнего очага и т.д.;
7) неудовлетворенность потребность во взаимопомощи, взаимоподдержки, в сотрудничестве по вопросам разделения труда в семье, ведения домашнего хозяйства, ухода за детьми.
Основными мотивами наиболее опасных конфликтов, которые приводят к разрыву отношений, являются:
1. Не сошлись характерами — мотив «чисто» психологический. Каждый человек выбирает способы, приемы и методы деятельности, исходя из особенностей своего характера. Они и формируют индивидуальный стиль поведения в трудовой и бытовой сферах жизни. Под «индивидуальным стилем деятельности» понимают систему приемов и способов действия, характерную для данного человека и целесообразную для достижения успешного результата. Об этом необходимо помнить и не стремиться «перевоспитать», «переделать» другого партнера, а просто самому учесть или приспособиться к свойствам его натуры, его индивидуальному стилю». Целуйко В.М. Психология современной семьи. — М.: ВЛАДОС, 2004. — С. 162
Однако некоторые недостатки характера (демонстративность, авторитарность, нерешительность и т.п.) сами по себе могут быть источником конфликтных ситуаций в семье.
2. Супружеские измены и сексуальная жизнь в браке. Измена отражает противоречия между супругами, она является результатом разнообразных психологических факторов. К измене приводят разочарование в брачной жизнью, дисгармония половых отношений. В противоположность измене, неверности верность — это система обязательств перед бранным партнером, которые регулируются моральными нормами и стандартами. Это убежденность в ценности, значимости принятых на себя обязательств. Часто верность ассоциируется с преданностью и связана с желанием партнеров укреплять свой собственный брак и взаимоотношения.
3. Бытовое пьянство и алкоголизм. Алкоголизм — типичная наркомания, сформировавшаяся на базе регулярного употребления спиртных напитков в течение ряда лет. Хронический алкоголизм следует отличать от бытового пьянства, которое обусловлено ситуационными моментами, дефектами воспитания, низкой культурой. Злоупотребление алкоголем одного из супругов создает в семье ненормальную атмосферу и постоянную почву для конфликтов, скандалов. Возникают психотравмирующие ситуации для всех членов семьи и особенно для детей. Появляются материальные трудности, сужается сфера духовных интересов, чаще проявляется аморальное поведение. Супруги все больше отдаляются друг от друга.
Как правило, наличие конфликта в какой-либо одной сфере (родители-дети, супруг-супруга брат-сестра) накладывает негативный отпечаток на отношения между всеми остальными членами семьи. Таким образом, вольно или невольно, втянутыми в семейный конфликт оказываются все ее члены.
В последнее время все чаще практические психологи сталкиваются с конфликтами, возникающими между родителями и детьми, а также между самими детьми (братьями и сестрами). И, как правило, такие конфликты возникают чаще всего именно в неблагополучных семьях.
Однако любая семья обладает определенным созидательным потенциалом, показателями которого являются: мера учета общественных интересов, развитость духовных потребностей, характер распределения бытовых забот между членами семьи, интенсивность общения между членами семьи, интенсивность общения между родителями и детьми, уровень требовательности к себе и другим, принципы, на которых строятся связи с родственниками и социальной средой. И чем выше эти показатели, тем крепче семья, и тем больше у нее шансов стать гармоничной.
В заключение можно сделать следующие обобщающие выводы. В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях.
Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений.
Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.
Нарождается новый социальный институт российской семьи, с неадекватными традиционными социальными правилами и нормами, отвечающий потребностям отдельных индивидов. Возникающие варианты просемейной деятельности дают людям столько положительных переживаний, сколько ими ожидается, и в индивидуальном сознании сливаются воедино преимущества свободного демократического выбора варианта семьи с преимуществами социально-психологического характера, которые она предоставляет.
Следует отметить и тот момент, что российская семья демонстрирует тенденцию к запаздыванию за происходящими социально-экономическими переменами. Самостоятельный, без помощи государства, выход из экономических трудностей не состоялся. Ситуация в брачно-семейной сфере такова, что возвращение семьи к успешному и экономически стабильному функционированию станет возможным только после выхода из экономического кризиса и создания благоприятных условий для социально желательного варианта ее структуры.
Таким образом, обобщая все вышеизложенное, следует еще раз подчеркнуть роль семьи — педагогически грамотной, сплоченной на базе гуманных ценностей и интересов — в формировании социально и нравственно зрелой личности.
В задачу государства входит предоставление условий, позволяющих создать социально-нравственную дееспособную семью, члены которой готовы усвоить ее ценности и ориентации.
Семья, особенно полная, обладает высоким нравственно-воспитательным потенциалом. Она максимально реализует свои возможности не только как социального института, но и как нравственно-психологической группы.
Список использованной литературы
1. Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). — М., 1998. — 184 с.
2. Бабосов Е.М. Общая социология. — Минск: ТетраСистемс, 2004. — 640 с.
3. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи // Социс. — 2005. — № 10. — С. 95-99.
4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 320 с.
5. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социс. — 2003. — № 7. — С. 92-99.
6. Кравченко А.И. Социология. — М.: Академия, 2002. — 416 с.
7. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. — М.: Библионика, 2004. — 224 с. ил.
8. Семья в современной России [Электронный ресурс] http://www.sirotstvo.ru.
9. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Прометей, 2010. — 511 с.
10. Фролов С.С. Социология. — М.: Гардарики, 2000. — 344 с.
11. Харчев А. Брак и семья в СССР. — М., 1979 — 214 с.
12. Целуйко В.М. Психология современной семьи: Книга для педагогов и родителей. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 288 с.: ил. — (Психология для всех).
13. Шепаньский Я. Элементарные понятия социологии. — М., 1969. — 212 с.
Подобные документы
Семья как малая социальная группа. Функции семьи. Социальная роль мужчины и женщины в современном институте семьи. Особенности проблем, появляющихся в семье. Причины краха семейных отношений в современном обществе. Пути решения семейных проблем.
презентация [3,9 M], добавлен 24.05.2012
Этапы процесса институализации. Свойства социальных институтов в стабильных и нестабильных (переходных) обществах как индикаторов социальной стабильности. Ролевые Советы. Семья как социальная группа и ее функции. Типы семейного воспитания.
реферат [39,4 K], добавлен 16.02.2015
Понятие и виды социального института. Брак–основа семейных отношений. Историческое направление в социологии семьи и брака. Семья как важнейший социальный институт: жизненный цикл, формы, функции. Распределение ролей в семье. Кризис семьи, ее будущее.
курсовая работа [37,0 K], добавлен 07.12.2007
Историческое развитие семьи, ее структура и значение в современном обществе. Семья как социальный институт и как малая социальная группа. Продолжение человеческого рода и преемственность поколений как потребности общества. Условия социализации личности.
реферат [53,6 K], добавлен 09.05.2009
Теоретические основы изучения социокультурных аспектов функционирования семьи. Семья как социальный институт. Влияние государства и церкви на социальный институт семьи. Ее взаимосвязь с гражданским обществом. Дисфункции современной российской семьи.
реферат [79,1 K], добавлен 28.09.2014
Семья как социальный институт, ее структурные элементы, функции в социуме. Особенности исторического развития, типология семьи и брака. Факторы, влияющие на семью. Формы проживания супружеских пар. Основные подходы к социологическому исследованию семьи.
презентация [163,2 K], добавлен 18.03.2014
Семья как важнейший инструмент социализации личности, исторической трансляции культурных, нравственных ценностей. Причины, которые вызывают частые конфликты в семье. Особенности темперамента и конфликты. Тактики разрешения супружеских конфликтов.
]]>